Функциональная грамотность - новая модель школьного образования
- Просмотров: 5542
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
- Как применить знания, полученные в школе, в реальной жизни?
- Какие виды функциональной грамотности существуют и насколько сложно обучить этому в школе?
- Каковы основные компоненты функциональной грамотности и что нужно для диагностики умений обучающихся?
Эти важные вопросы обсуждались во время круглого стола на тему «Роль школьной библиотеки в повышении уровня читательской и функциональной грамотности». Встреча проводилась в библиотеке ЕУВК «Интеграл».
В мероприятии приняли участие педагоги-библиотекари из школ города Евпатории. На встрече речь шла о формировании читательской грамотности у школьников с позиции педагога-библиотекаря, о практиках, которые они используют в учебном процессе.
Заседание круглого стола открыла методист МКУ МЦОДМОО Бойко Л.В. Она рассказала о глобальных компетенциях как компоненте функциональной грамотности, объяснила, что человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей (список которых был сформирован в ООН).
Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении разных школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.
При этом главными умениями глобальной компетентности являются:
- способность оценивать информацию;
- выявлять мнения, подходы, перспективы;
- анализировать их, формулировать аргументы;
- объяснять сложные ситуации и проблемы;
- оценивать действия и их последствия.
Бойко Л.В. проинформировала педагогов – библиотекарей о том, какая работа ведется школами с целью формирования функциональной грамотности учащихся и педагогов.
О функциональной грамотности как результате предметного обучения сообщила коллегам Кадырова Г.Л., педагог – библиотекарь МБОУ «СШ №2 им. Героев Евпаторийского десанта».
Кармазина А.Г., педагог – библиотекарь МБОУ «СШ №1 им. М.Губанова», сосредоточила внимание на том, какие именно умения школьников проверяются при оценивании читательской грамотности в исследовании PISA.
Аристова М.Д., педагог – библиотекарь МБОУ «Гимназия им. И.Сельвинского», поделилась опытом применения различных технологий и приемов для формирования читательской грамотности (синквейн, кластер, смысловая выборка, толковый словарь, комплексный анализ текста).
На творческом подходе педагога - библиотекаря в работе с учащимися разных возрастных категорий акцентировала внимание Слободская О.Н., педагог – библиотекарь МБОУ «СШ №7».
Слободская О.Н, педагог-библиотекарь МБОУ №7
О возможностях модельной библиотеки в формировании информационной грамотности рассказала коллегам Тимофеева А.А., педагог – библиотекарь МБОУ «Мирновская СШ». Она сообщила о новом мобильном приложении «НЭБ Свет», которое обеспечивает доступ к произведениям школьной программы, классики, научно – популярной литературе, рассказала о том, как использует его в своей работе. Тимофеева А.А. рассказала об использовании в работе со школьниками сайта «ВебЛандия», созданного при поддержке Российской государственной детской библиотеки.
Опытом работы по формированию читательской компетентности младших школьников поделилась Деева Н.В., педагог – библиотекарь МБОУ «Новоозерновская СШ».
Маркова В.В., педагог – библиотекарь, МБОУ «СШ №15 им. Н.Токарева», сообщила о результатах анализа читательской грамотности учащихся 5-х классов (какие задания вызывают трудности, какие навыки оказались несформированными, какие факторы препятствуют развитию осознанного интереса к чтению).
Маркова В.В., педагог – библиотекарь, МБОУ «СШ №15 им. Н.Токарева»
Долженкова И.В., педагог - библиотекарь ЕУВК «Интеграл» рассказала о том, какие формы и приемы работы по формированию читательской грамотности есть в арсенале учителя – предметника.
На этапе подведения итогов была проведена рефлексия содержания круглого стола в форме анкетирования. Педагоги – библиотекари дали оценку эффективности собственной работы, внесли предложения по работе ММО.