Тема: Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
- Просмотров: 10372
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
- сформировать у учащихся представление об атомах и молекулах;
- дать представление о зависимости скорости их хаотического движения от температуры,
- познакомить с явлением диффузии.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся первоначальные сведения о строении вещества, зависимости скорости движения частиц от температуры вещества.
- дать понятие броуновского движения.
- объяснить явление диффузии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: ПК, проектор, компьютерная презентация, вода, марганец, посуда, освежитель воздуха.
План урока:
I. Введение.
II. Проверка знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Строение вещества. Атомы и молекулы.
2. Броуновское движение.
3. Движение молекул.
4. Диффузия.
IV. Закрепление и повторение изученного материала.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Введение.
Организация начала урока(приветствие, сообщение темы, формулировка цели и задачи урока).
Сегодня на уроке можно получить несколько оценок – это будет зависеть от вашей активности на уроке: за каждый правильный ответ вы будете получать награду – красную метку стоимостью в 1 б. Эти метки будут индивидуальными – получили и сразу же их подпишите, а в конце урока вы их мне сдадите и это будет плюсом к вашим оценкам, которые вы заработаете при проверке взаимоконтроля.
II. Проверка знаний учащихся:
а) фронтальный опрос (слайд № 1)
1. Что такое физ. тело?
2. Что такое вещество?
3. Что такое явление?
б) взаимоконтроль: выпишите в три столбика слова, которые обозначают вещество, физ. тело, явление: мел, молния, рассвет, капля воды, Луна, выстрел, мед, гроза, учебник, вода, тарелка, нагревание.
Обменяйтесь листиками с выполненным заданием, возьмите в руки карандаши и за каждый правильный ответ поставьте соседу 1 б, сосчитайте и поставьте оценку. Ответы можно сверить со слайдом (ответы – слайд №3).Проверенные работы передайте с последних парт вперед.
III. Изучение нового материала.
Новый материал излагается в виде беседы с демонстрацией слайдов, выполнением опытов.
Работа в тетрадях – число, кл.раб., тема урока.
1. Строение вещества. Атомы и молекулы
Вопрос о строении вещества интересовал ученых еще в глубокой древности. Еще древнегреческий ученый Демокрит, живший в 5-м веке до нашей эры утверждал, что в реальности существуют лишь атомы и пустота. Атомами он называл наименьшие неделимые частицы вещества. Но только через две с половиной тыс.лет, в 19-м веке, ученые получили первые опытные подтверждения атомного строения вещества.
Все вещества состоят из частиц: атомов и молекул (слайд №4). Молекула - наименьшая частица вещества, сохраняющая его основные химические свойства. Молекулы состоят из атомов (слайд №5).
Так, вода состоит из молекул, в состав которых входят атомы водорода и кислорода(слайд №6).
Число различных типов молекул огромно: ученым известно несколько млн. типов молекул и каждый тип соответствует определенному вещ-ву со своими св-вами (слайд №7).
Определение атома (слайд №8).
Строение атома (слайд №9) – фрагмент отрывка из оскфорд.энциклопедии (время:11.09 – 13.15).
Строение атома (слайд №10).
2. Броуновское движение.
Открыто в 1827 г. англ. ботаником Робертом Броуном (слайд № 11), он наблюдал под микроскопом крошечные частицы – споры, помещенные в воде. Он с удивлением убедился, что такие частицы никогда не находятся в покое.
Броуновское движение – хаотическое движение взвешенных в жидкости или газе частиц под действием ударов молекул жидкости или газа (“танец” пылинок в солнечном луче) (слайд № 12).
3. Движение молекул.
Хаотическое движение молекул тем больше, чем больше температура вещ-ва.
4. Диффузия.
Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого (слайд № 13)
– “Ребята, послушайте отрывок из произведения Джерома К. Джерома “Трое в одной лодке”, и, прослушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: “…у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придаёт запах сыра всему её содержимому.
Вы не можете сказать в точности – едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с капустой, или клубнику со сливками. Всё это кажется сыром. Сыр очень уж силён по части благоухания”.
Вопрос классу: Благодаря чему запах сыра становится “хозяином положения”?
Из предположений и ответов учащихся учитель делает уточнение:
Молекулы веществ движутся и проникают между друг другом - это явление диффузии.
Причина и закономерности явления диффузии (слайд № 14)
Причина: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении( броуновское движение).
Закономерности:
1) Разная скорость диффузии в различных состояниях вещества:
- диффузия в газах.
Опыт № 1. распространения запаха от освежителя воздуха.
Вывод: молекулы газов движутся быстро, но распространение не мгновенно, т. к. молекулы вещества движутся среди молекул воздуха, которые тоже непрерывно и хаотически движутся;
- диффузия в жидкостях.
Опыт № 2.распространение кусочка краски в воде или марганцовки
Вывод: Время для растворения в стакане с водой больше, чем распространение пахучего вещества в воздухе.
2) Скорость диффузии связана с температурой вещества.
Опыт № 3. крупинки краски опускаем в одинаковые объёмы воды с горячей и холодной водой.
Какой вывод из наблюдения за протекающими процессами можно сделать?
IV. Закрепление и повторение материала урока.
1. В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла быстрей?
2. Почему мы, находясь в комнате, через некоторое время чувствуем запах дыма, если возле дома жгли листья?
3. В каком случае эффект воздействия лекарств одного назначения лучше: таблетками или каплями?
4. Почему нельзя во время стирки белья класть рядом белое и цветное бельё?
V. Итог урока (слайд № 15)
Выводы:
Все тела состоят из частиц.
Эти частицы находятся в непрерывном хаотическом движении.
Частицы взаимодействуют друг с другом.
VI. Домашнее задание (слайд № 16)
- § 12,13,
- упр. на стр.88(1-4) устно,
- дополнительно: экспериментальное задание на стр.89.
Дополнительные задачи: